Вот я и добрался до кинотеатра спустя больше полугода, выбрав для просмотра столь обсуждаемый Довод (Tenet). Честно говоря, даже после всех трейлеров и тем более после первых отзывов я не горел желанием идти на этот фильм, но просто ради похода в кино, как говорится, рискнул здоровьем)
После Интерстеллара (Interstellar, 2014) я стал скептически относиться к Кристоферу Нолану. Помни (Memento, 2000) был не очень качественным фильмом, однако, он выезжал за счет необычной подачи и ему многое простили, так как это был малобюджетный дебют молодого режиссера. Престиж (The Prestige, 2006) и Темный Рыцарь (The Dark Knight, 2008) уже получили отличные бюджеты, прекрасный каст и были великолепны со всех точек зрения. А Начало (Inception, 2010), возможно, стал пиком творчества Нолана во всех отношениях. Он мастерски совместил очень интересную идею с качественной реализацией: прописал вдумчивый и очень хитросплетенный сценарий, собрал отличных актеров и провел крайне сложные съемки с максимальным числом "живых" сцен и трюков. И это была сценарная и режиссерская работа на грани.
В фильме Начало фантастика и наука сосуществуют в рамках киношных условностей, запутанность и многослойность истории доступна для понимая зрителю, пусть и не с первого раза. Он (зритель) не может спросить автора напрямую и поэтому он должен получить все ответы и намеки внутри истории, а недосказанность может оставить простор для размышлений типа "а что если бы?", но никак не "какого черта произошло?". Нельзя доставать из кармана брюк крупнокалиберный пулемет, просто потому, что это удобно сценаристу. Даже в полностью виртуальной матрице для Нео были свои правила и определенные законы физики, хотя, что мешало ему телепортироваться и доставать из-под плаща любой пулемет с бесконечными патронами? А то, что полное отсутствие правил возможно только в мультиках для детей дошкольного возраста.
Но вот Интерстеллар эту грань пересек, зайдя в области науки, которые не понятны нам настолько, что (по мнению Нолана) можно вписать в историю любой бред и назвать его "научной" фантастикой. Особенно меня разочаровывает зрительское лицемерие: то все хейтят Марсианина за заклеенный скотчем скафандр, то называют прыжок в черную дыру и обратно гениально изобретательным. И Довод наглядно показал, что Нолан не только начал игнорировать логику собственных допущений, но и окончательно наплевал на целостность истории, на раскрытие персонажей, на последовательность изложения. И теперь он просто увлеченно набрасывает в сюжет свои вольные фантазии в угоду зрелищности, преподнося это как сугубо научные факты, которые не изучены, а потому "делаю что хочу". Самое печальное, что за техническими аспектами этой вселенной, утеряны и драматические элементы, и мотивация героев, и общая мораль всей истории. Кто, кого, когда и за что, а главное какие выводы мы из этого должны сделать (речь о глобальной канве про алгоритм) - Довод даже не пытается об этом рассуждать.
Спешу огорчить фанатов высокоинтеллектуального контента. Нет в новом фильме Нолана ни глубокой идеи, ни масштабности, ни даже внутренней логики. Есть доступная любому фильму средней руки картинка, посредственный по сегодняшним меркам экшн, клишированный русский злодей, слабо мотивированный протагонист, скомканный сценарий, затянутая и пустая завязка размазанная на час, поверхностные персонажи и куча дыр в собственных правилах. Джон Уик 3 показал все то же самое (драки, масштабные перестрелки, разные страны и поверхностные герои), но стоил 75 млн долларов и там был Киану Ривз. Довод обошелся в 200 млн, при этом Нолан не потратился на дорогих актеров, а из визуальных эффектов показал только перемотку в обратном направлении и коленвал от карьерного самосвала. Ох уж эти гениальные режиссеры, освоившие FinalCut в 2020-ом... Я молчу про Стальск-12, который похож на заброшенный турецкий недострой, но никак не на город в Сибири. Касательно всех хитросплетений со временем - половину из того, что вы возможно не поняли, на самом деле никто и не продумывал, это просто мелкие косяки и "да и так сойдет". Идея - да, была отличная! Наработки - потрясающие! Последняя треть фильма - затягивает и дает интересную пищу для размышлений. Но в целом, это все похоже на сценарий от молодого автора, которого озарила отличная концепция, но который понятия не имеет как ее раскрыть, как донести до зрителя, как равномерно распределить события в двухчасовом фильме и зачем он эту историю вообще пишет. Это не "я так вижу", это просто халтура. И просто смешно наблюдать, как люди пытаются оправдать косяки в сценарии и банальные (для столь гениального режиссера) киношные условности, додумывая то, что никем озвучено не было. Попутно называя это шедевром для глубокого осмысления. Набор выкроек вместо готовой рубашки - да, такое имеет место быть, если вы любитель рукоделия. Но если эти выкройки друг к другу не подходят, это уже с любой точки зрения брак. И можно сколько угодно кричать что кривые швы и разноцветные лоскуты это задумка дизайнера из Китая, но от этого вы не станете выглядеть опрятнее или умнее.
Увы, у Кристофера Нолана на лицо все симптомы синдрома Бэя-Снайдера. Некогда крайне перспективные визионеры и визуальщики полезли в сценарии и в продюсирование, начав выдавать какие-то безумные и невнятные истории, где картинка преобладает над здравым смыслом. И эта проблема актуальна не только для молодых режиссеров 90-00-ых, но и для таких мэтров как Ридли Скотт. Посмотрите что он сделал со вселенной Чужого, как только студия дала ему карт-бланш. И если Нолана не направить в нужное русло, то уверяю - следующий его фильм станет еще более несвязным авторским артхаусом, который не спасут никакие фанатские теории. И этот тренд уже отражается в оценках критиков и зрителей. Фильм конечно же не "полный отстой" как может показаться после этого текста. Он далек от того, на что способен Нолан и можно сказать что это просто смотрибельный околонаучный боевичок, заслуживающий свою оценку
7 из 10
#Tenet #Довод #НоланГений